Что делать если я не брал кредит, а телефон (адрес) в базе у коллекторов? Составление заявления.
Комментарии: 4База телефонных номеров, которой пользуются коллекторы, иногда содержит ошибки. Если ваш номер случайным образом попал в эту систему, не исключено, что вам начнут поступать звонки от вымогателей с требованием погасить долги других людей.
Сегодня я расскажу о том, каким способом избавиться от звонков по чужим кредитам и в какие структуры пожаловаться на настойчивых коллекторов.
✔ Осуществление обзвона должников.
✔ Письменное уведомление.
✔ Назначение встречи.
○ Куда обращаться если позвонили коллекторы без повода?
✔ Роспотребнадзор.
✔ Горячая линия коллекторского агентства.
✔ Прокуратура.
✔ Суд.
✔ Другие инстанции.
○ Составление претензии к руководству коллекторской конторы.
○ Составление заявления на проверку в другие органы.
○ В какой момент можно обращаться в полицию?
✔ Если коллектор преследуют гражданку России, которая никогда вообще не брала кредитов. Куда ей необходимо обратиться в первую очередь и какие документы предоставить для подтверждения отсутствия долга?
✔ Что делать, если коллекторы преследуют и постоянно выставляют все большие суммы задолженности, а кредита нет вообще?
○ Видео.
○ Права коллекторов.
Действия коллекторов не могут выходить за рамки Закона № 230-ФЗ от 03.07.2016. При любом проявлении угроз, шантажа, склонения к невыгодным сделкам вы можете незамедлительно пожаловаться в полицию независимо от того, кто является должником – вы или совершенно другой человек.
Рассмотрим, какими способами коллекторам разрешено воздействовать на заемщика.
✔ Осуществление обзвона должников.
Кредиторы, поручившие коллекторам взыскание долга, передают последним информацию о заемщике на основании письменного соглашения.
Далее коллекторы ведут обзвон граждан. Причем данные, переданные банком или кредитором, обычно никем не проверяются – они просто попадают в базу и начинают прозваниваться.
Правила осуществления звонков по Закону № 230-ФЗ:
- Установлены ограничения на время и количество звонков:
- В рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;
...
- Посредством телефонных переговоров:
- Более одного раза в сутки.
- Более двух раз в неделю;
- Более восьми раз в месяц» (ч. 3 ст. 7 Закона).
- В рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;
- Нельзя звонить со скрытых номеров (ч. 9 ст. 7 Закона).
- Во время звонка производится аудиозапись разговора, о которой сообщается собеседнику (ст. 17 Закона).
- Коллектор обязан представиться, назвать кредитора, указать собеседнику на наличие долга, проинформировать об обратной связи (ч. 6 ст. 7 Закона).
- Взыскателям запрещено оскорблять людей или угрожать им (ч. 2 ст. 6 Закона).
Нарушение хотя бы одного из этих пунктов влечет административную ответственность.
✔ Письменное уведомление.
Коллекторы вправе присылать:
- «Телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;
- Почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника» (ч. 4 ст. 4 Закона № 230-ФЗ).
На количество писем и сообщений устанавливается ограничение:
«Не допускается направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником посредством телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи:
- В рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;
- Общим числом:
- Более двух раз в сутки.
- Более четырех раз в неделю.
- Более шестнадцати раз в месяц» (ч. 5 ст. 7 Закона № 230-ФЗ).
В сообщениях должна содержаться информация о коллекторе и кредиторе, основания их взаимодействия, контактные сведения. В письмах, отправляемых взыскателями по почте, дополнительно указываются: ИНН, адрес, номер госрегистрации кредитора и коллектора, а также размеры задолженности заемщика и реквизиты счета для ее зачисления.
✔ Назначение встречи.
Согласно Закону № 230-ФЗ:
- Встречи запрещены чаще раза в неделю (ч. 3 ст. 7 Закона).
- Ведется аудиозапись, о которой человека заранее предупреждают (ст. 17 Закона);
- Насилие, обман, угрозы запрещены (ч. 2 ст. 6 Закона).
- Коллектор обязан представиться и подтвердить свои полномочия.
«В начале каждого случая непосредственного взаимодействия по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, должнику должны быть сообщены:
- Фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица, осуществляющего такое взаимодействие.
- Фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах» (ч. 4 ст. 7 Закона).
Пока вы не убедитесь в том, что коллектор действует законно, ему не следует сообщать никакой информации или подписывать с ним какие-либо бумаги.
Если к вам пришел взыскатель, хотя вы никогда не брали кредит, постарайтесь объяснить ему ситуацию корректно и получить от него сведения о порядке удаления данных о вас из базы должников.
○ Куда обращаться если позвонили коллекторы без повода?
Если вам позвонили взыскатели, постарайтесь не впадать в панику.
Если вам попался адекватный собеседник, спросите у него контактные данные кредитора и коллекторской организации, на которую он работает. Проблема может быть решена путем направления заявления в банк (иному кредитору) с просьбой подтвердить факт отсутствия у вас задолженности.
Ответное письмо из банка с подтверждением отсутствия долга вместе с распечаткой звонков может быть направлено в коллекторское агентство или в структуры, способные на него повлиять.
✔ Роспотребнадзор.
Этот орган рассматривает жалобы потребителей, которые вызваны незаконными действиями коммерческих организаций, каковыми и являются коллекторские фирмы.
Роспотребнадзор вправе инициировать проверку по факту нарушения гражданского законодательства. По ее результатам принимается решение о привлечении виновных к ответственности, передаче дела в суд и предоставлении помощи пострадавшему лицу.
✔ Горячая линия коллекторского агентства.
Номер горячей линии по закону вам должны сообщить сами коллекторы. Вы можете позвонить им и спросить, как быть в вашей ситуации. Обычно сотрудники коллекторских организаций требуют, чтобы им написали письмо с просьбой убрать персональные данные из базы и предоставили подтверждение отсутствия долга в виде письма из банка.
Если обращение к коллекторам не увенчалось успехом, обратитесь в правоохранительные органы.
✔ Прокуратура.
Прокуратура – один из основных органов, обеспечивающих защиту прав и свобод человека. Нарушение порядка использования персональной информации может стать причиной для проверки коллекторов на предмет законности их деятельности. Прокурор вправе обязать взыскателей удалить ваш номер из базы и привлечь виновных к ответственности.
✔ Суд.
Деятельность по незаконному использованию персональной информации вы можете обжаловать в суде. Через суд можно истребовать материальную компенсацию за вред, причиненный вам нарушителями.
«Кредитор и лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны возместить убытки и компенсировать моральный вред, причиненные их неправомерными действиями должнику и иным лицам» (ст. 11 Закона № 230-ФЗ).
✔ Другие инстанции.
Вы можете обратиться в Роскомнадзор – орган, отвечающий за нераспространение персональной информации. Он вправе привлечь нарушителей к ответственности и обязать их удалить ваш номер из базы.
Также жалобу можно направить в ФССП – ведомство, осуществляющее надзор за деятельностью коллекторов.
○ Составление претензии к руководству коллекторской конторы.
Претензия составляется в произвольной форме. В документе вам следует указать:
- Куда направляется.
- Ф.И.О., свои контактные данные.
- Мотив обращения - требование отозвать ваши данные из электронной базы коллекторов.
- Номер телефона, с которого звонили коллекторы, что они вам говорили и как объясняли причину звонка. Также целесообразно указать дату и время звонка, чтобы руководство имело возможность прослушать запись разговора.
- Подтверждение отсутствия долгов перед банком (можно подтвердить письмом из финансового учреждения).
- Ваши требования об изъятии данных из базы, в случае неисполнения которых вы вынуждены будете обратиться в правоохранительные структуры.
- Дата, подпись.
К претензии целесообразно приложить копии письма в банк и ответа из него, распечатку звонков.
Документ руководство коллекторской организации обязано рассмотреть на протяжении месяца и направить вам письменный ответ. Если ответа не последовало, обратитесь в правоохранительные органы.
○ Составление заявления на проверку в другие органы.
Если претензия не подействовала, обратитесь в органы прокуратуры или Роспотребнадзор. По факту нарушения эти структуры могут провести проверку и привлечь виновных лиц к ответственности.
Как пожаловаться в прокуратуру на коллектора? Писать заявление в государственный орган необходимо в соответствии с Законом, регламентирующим порядок рассмотрения обращений граждан.
- Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
- В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии (ст. 7 Закона № 59-ФЗ).
В качестве приложений можно присоединить копию претензии коллекторам, переписку с банком, распечатку звонков. Подать жалобу в прокуратуру или Роспотребнадзор можно через интернет-приемную.
○ В какой момент можно обращаться в полицию?
В полицию целесообразно обращаться в следующих ситуациях:
- Организация коллекторов, откуда происходил звонок, не зарегистрирована в реестре ФССП, то есть действует незаконно.
- Коллекторы продолжают звонить, пренебрегая нормами закона и вашими ответами.
- Взыскатели угрожают или ищут с вами личных встреч.
В полицию необходимо подавать заявление о прекращении правонарушения и привлечении виновных лиц к ответственности за вымогательство.
Как пожаловаться в полицию на коллектора? Обращение можно подать лично или через интернет. Если вам угрожает непосредственная угроза, вызывайте работников МВД по телефону. По приезду оперативной группы попросите ее представителей помочь вам составить грамотное заявление о правонарушении.
○ Советы юриста:
✔ Если коллектор преследуют гражданку России, которая никогда вообще не брала кредитов. Куда ей необходимо обратиться в первую очередь и какие документы предоставить для подтверждения отсутствия долга?
В первую очередь следует обратиться в банк, который направил коллекторов к гражданке (о нем должен сообщить взыскатель). На адрес банка нужно написать письмо с просьбой подтвердить информацию о том, что женщина не является заемщиком. Ответ финансового учреждения можно предъявить коллекторам или в правоохранительные структуры, такие как прокуратура, ФССП, Роспотребнадзор.
✔ Что делать, если коллекторы преследуют и постоянно выставляют все большие суммы задолженности, а кредита нет вообще?
Эта ситуация похожа на дело рук мошенников, поэтому помогут только правоохранительные структуры. Целесообразно обратиться сразу в полицию или в прокуратуру, так как, скорее всего речь идет об уголовном преступлении. К заявлению в государственный орган приложите все имеющиеся письма от взыскателей, предоставьте аудиозаписи.
Комментарии
Валерий Алексан...
Доброго времени суток! У меня следующая история. Погасил долг, отдал накапавшие проценты. Через неделю ко мне позвонили коллекторы с требованием вернуть деньги банку. Но я ведь все оплатил, ничего не понимаю… коллекторы слушать не хотят, продолжают звонить! Могу ли я наказать банк???
Консультант - Т...
Здравствуйте. Да. Вы можете подать иск на действия банка, так как за разглашение банковской тайны предусмотрена гражданская ответственность. В заявлении Вы должны потребовать компенсации убытков за незаконное распространение информации о Вас (ст. 857 ГК РФ).
Наряду с гражданской, виновного могут привлечь к административной и уголовной ответственности.
Катерина
Добрый день. Начали звонить коллекторы, хотя кредитов я не брала. Общение с взыскателем у меня сложилось очень интересное: девушка вроде бы все поняла, но так и не сказала, что делать в моей ситуации и куда обратиться. Больше с этого номера не звонили, зато практически ежедневно получают смс-сообщения с требованием вернуть деньги… Что делать? Я не знаю точного названия коллекторской организации.
Консультант - Т...
Здравствуйте. Вы можете обратиться в НАПКА – общество, в которое входят коллекторские фирмы. Пожаловаться туда можно через интернет, обязательно указав:
К сожалению, если агентство-нарушитель в ассоциацию не входит, НАПКА не гарантирует положительного исхода дела. В этом случае Вам необходимо обратиться в правоохранительные органы.
Добавить комментарий