Как делается регистрация по месту пребывания и жительства, для чего она гражданам РФ?

Комментарии: 5

Регистрация является обязательством каждого гражданина РФ. Даже если он не живет по адресу постоянной прописки, он должен встать на учет по месту своего пребывания.

В статье рассмотрим, какие виды регистрации бывают, как оформить каждый из них и какие особенности процедуры учитывать, чтобы она прошла максимально гладко.

 

 

○ Законодательство об обязательной регистрации граждан

Согласно ст. 27 Конституции РФ, каждый пребывающий на территории России, имеет право на свободное передвижение и выбор места жительства по своему желанию, а также выезд за пределы страны и беспрепятственное возвращение.

Но при этом, он должен иметь регистрацию, временную или постоянную, в зависимости от срока пребывания на конкретном месте.

Правила постановки на учет регламентируются ст.5 Закона РФ от 25.06.1993 «О праве граждан…» №5242-1 (далее Закон).

 

○ Виды регистрации

В России действует два вида регистрации

  • Постоянная.
  • Временная.

Такое разделение обеспечивает:

  • Свободу передвижения по стране.
  • Учет миграции.

Рассмотрим каждый вид регистрации подробнее.

  Постоянная регистрация

Это свидетельство о прописке по адресу жительства, являющееся основанием для имущественных притязаний. Она подтверждает статус гражданина и дает возможность использовать льготы и социальные услуги.

Кроме того, постоянная прописка – это основание для:

  • Волеизъявления при регистрации третьего лица (не собственника и не родственника) на данной жилплощади.
  • Получения социальных услуг – прикрепление к поликлинике, зачисление в детский сад или школу и т.д.
  • Права регистрации своего ребенка.
  • Получения таких документов, как СНИЛС, полис обязательного медицинского страхования, водительских прав.
  • Отстаивания собственных интересов в случае отчуждения недвижимости третьему лицу.

Одновременно с правами, постоянная прописка предполагает и обязанности. В их числе:

  • Использование недвижимости только по назначению.
  • Оплата коммунальных услуг.
  • Содержание дома в соответствии с нормами СанПина.
  • Соблюдение правил противопожарной безопасности.
  • Сообщение о нарушениях, совершенных соседями.

Важно!

Постоянную регистрацию невозможно отменить без согласия прописанного гражданина, что позволяет ему участвовать в решении о продаже жилплощади.

  Временная регистрация

Это право пребывания на жилплощади собственника с его согласия на оговоренный период. Подтверждается документом – свидетельством о временной регистрации и отметкой в домовой книге.

Получить временную прописку без согласия собственника невозможно, потому что его присутствие (или передача своих полномочий по доверенности) обязательно.

Главное отличие от постоянной регистрации – ограниченный срок действия. Кроме того, можно каждый раз делать временную прописку, переезжая с места на место, тогда как прописка может быть только одна.

Преимущества временного учета:

  • Доказательство временного отсутствия на постоянном месте проживания, что позволяет сделать перерасчет коммунальных платежей.
  • Отсутствие штрафов за проживание без регистрации.
  • Возможность получения социальных услуг и трудоустройства.

 

○ Оформление постоянной регистрации

Чтобы оформить прописку, нужно подать заявление в уполномоченные органы, приложив перечень необходимых документов. Срок регистрации по новому месту жительства ограничен. Процедура оформления прописки будет подробно расписана ниже.

  Необходимые документы

В соответствии со ст.6 Закона, для оформления постоянной регистрации понадобится:

  • Удостоверение личности (чаще всего, это паспорт).
  • Свидетельство о праве собственности (если есть).
  • Справка об отсутствии задолженностей по коммунальным платежам.
  • Заявление от собственника (о прописке третьего лица).

Если речь идет о прописке несовершеннолетнего, дополнительно понадобится:

  • Свидетельство о браке.
  • Свидетельство о рождении.
  • Согласие из органов опеки и попечительства.

  Как составить заявление

Заявление на прописку составляется по форме №6 с указанием следующей информации:

  • Наименование органа, в который подается обращение.
  • Информация о заявителе (ФИО полностью и дату рождения).
  • Точный адрес предыдущей прописки.
  • Реквизиты представителя, при необходимости (указать, кем приходится регистрируемому, ФИО полностью и паспортные данные).
  • Сведения о собственнике, предоставляющем жилплощадь (указание ФИО и степени родства).
  • Основание для вселения.
  • Точный адрес регистрации (название населенного пункта, номер дома, корпуса и квартиры).
  • Реквизиты удостоверения личности (чаще всего, это паспорт).
  • Подпись и дата.

Источник: estate-advisor.ru

Основные правила заполнения заявления:

  • Если прописываемый не является собственником, присутствие владельца обязательно (вместо него может быть доверенное лицо с доверенностью, оформленной нотариально).
  • Если прописываемый военный, дополнительно нужна справка из военного комиссариата.
  • Бланк должен быть заполнен прописываемым собственноручно.

  В какие органы обращаться

Чтобы оформить постоянную регистрацию можно обратиться:

  • В Главное Управление по вопросам миграции РФ (бывшее ФМС).
  • В МФЦ.

Здесь нужно учитывать, что прописка оформляется в ГУВМ, поэтому заявление, поданное в МФЦ, будет перенаправлено туда. Это означает дополнительное время для завершения процедуры (еще 3 дня на передачу принятых документов).

Также заявление о регистрации можно подать через Почту России (отправив заказным письмом) и через портал Госуслуги. Это позволит обойтись без повторного визита в регистрирующие органы.

  Срок для подачи документов на регистрацию после снятия с прежнего регистрационного учета

Гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме (ст.6 Закона).

Таким образом, на обращение за оформлением постоянной прописки дается не больше недели с момента снятия с предыдущего учета.

На решение по заявлению отводится 7-14 дней, по истечению которых можно получить штамп в паспорт.

Важно!

Необоснованное решение о регистрации (отказ) – основание для обращения в суд.

 

○ Оформление временной регистрации

Временная регистрация позволяет получать социальные услуги по месту пребывания, но не дает прав на занимаемую жилплощадь. Особенности:

  1. Возможна до 6 месяцев, если речь идет о муниципальной жилплощади (ст.80.2 ЖК РФ), после этого необходимо заново пройти процедуру. При этом согласие требуется не от ответственного квартиросъемщика, а от наймодателя (муниципалитета). Обязательное условие – достаточность площади для уже проживающих и заново регистрирующихся (в регионах установлены отдельные показатели).
  2. Необходимо согласие всех зарегистрированных, если жилплощадь приватизирована. Если квартира принадлежит нескольким лицам, присутствие каждого при регистрации обязательно (может быть заменено доверенным лицом).
  3. Возможность регистрации зависит от условий договора, если квартира является ипотечной.

  Необходимый перечень документов

Для оформления временной регистрации понадобится:

  • Заявление, заполненное по установленной форме.
  • Удостоверение личности (чаще всего, это паспорт, вместо его может быть загранпаспорт, военный билет или справка об освобождении из мест заключения).
  • Основание для регистрации – договор социального найма, заявление от собственника или выписка из ЕГРП (если прописывается собственник).
  • Адресный листок прибытия.
  • Листок статистического учета прибытия (если срок регистрации более 1-го года).

Если речь идет о несовершеннолетнем, дополнительно понадобятся копии:

  • Паспортов родителей (законных представителей).
  • Свидетельства о рождении.
  • Выписки из домовой книги по месту прописки.
  • Свидетельство о браке.
  • Свидетельства об усыновлении (если регистрируется с опекуном).

Если ребенок вселяется только с одним родителем, также нужно согласие второго родителя, заверенное нотариально.

  Образец заявления

Заявление о временно прописке заполняется по форме №1.

  Источник:  ip-spravka.ru

  Куда обратиться?

Для получения временной прописки нужно обратиться:

  • В Главное управление по вопросам миграции РФ.
  • МФЦ.
  • Паспортный стол ЖКХ или управляющей компании дома, в котором оформляется регистрация.

Также документы можно подать:

  • Через почту.
  • Через портал Госуслуги.

  Сроки для обращения

Обращение за временной регистрацией должно быть произведено в течение 90 дней с момента прибытия на новое место. Оформление прописки производится в течение 3-х дней после регистрации заявления (если оно подается в ГУВМ через сторонние организации, срок увеличивается еще на 3 дня).

 

○Ответственность гражданина за несвоевременное               оформление регистрации

Проживание без регистрации или нарушение ее сроков влечет денежное взыскание как для проживающего, так и для собственника (или нанимателя). В соответствии со ст. 19.15.1 КоАП РФ, штраф составляет:

  • 2000-3000 рублей для проживающего.
  • 2000-5000 рублей для собственника (нанимателя).
  • 250000-750000 рублей для юридического лица.

Если правила регистрации не соблюдаются в городах федерального значения, размер штрафа увеличивается и составляет:

  • 3000-5000 для проживающего;
  • 5000-7000 для собственника (нанимателя);
  • 300000-800000 для юридического лица.

Наказания можно избежать, если гражданин проживает без регистрации:

  • В том же населенном пункте субъекта РФ.
  • В Москве или области, имея прописку в Московской области.
  • В Санкт-Петербурге или области, будучи прописанным в Ленинградской области.
  • В Севастополе или другом субъекте Республики Крым, если постоянная прописка в любом населенном пункте Крыма.
  • Являясь родственником собственника (нанимателя).

 

○ Советы юриста:

  Можно ли оформить постоянную регистрацию на даче?

В соответствии с последними изменениями в Федеральном законе «О ведении гражданами садоводства и огородничества» от 29.07.2017 № 217-ФЗ, которые вступают в силу с 1 января 2019 года, на даче можно прописаться при условии, что дом приравнен к жилому. Это значит, что он должен находится в населенном пункте с минимальной инфраструктурой, быть зарегистрирован в качестве жилого строения РФ, построенного на землях, предназначенных для садоводства. Также должно быть подтверждение о том, что в доме можно проживать круглый год (путем проведения специальной экспертизы).

  Были приобретены апартаменты. В миграционной службе отказали в оформлении регистрации, законно ли это?

Апартаменты имеют особенный юридический статус и относятся к коммерческой недвижимости. Соответственно, возможно оформление только временной прописки.

 

Видео

Регистрация по месту жительства/пребывания. Советы от бывшего начальника миграционной службы района.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ


Сохраните страницу в cоцcетях:

Комментарии

Чем временная регистрация отличается от постоянной?

Временная регистрация имеет ограниченный срок действия и производится без снятия с учета с постоянного места жительства. Кроме того, она не дает прав на недвижимость и возможна только с согласия собственника или наймодателя (если речь идет о муниципальной жилплощади).

Чем отличается регистрация от прописки?

Прописка является постоянной, а регистрация временная на оговоренный с собственником срок.

Наказания можно избежать, если гражданин проживает без регистрации:
В Севастополе или другом субъекте Республики Крым, если постоянная прописка в любом населенном пункте Крыма.

А на какой документ это регламентирует?

Добавить комментарий