Как и кто производит экспертизу после ДТП. Какие есть разновидности экспертиз, стоимость и обжалование.

Комментарии: 6

Любой водитель, у которого есть полис ОСАГО или КАСКО вправе обратиться в страховую компанию за компенсацией при наступлении аварии. При этом размер выплаты зависит от размера нанесенного ущерба, который оценивается специальной экспертизой. В представленной статье мы расскажем, какие экспертизы можно провести при ДТП и в чем особенности каждой из них.

 

 

 

○ Экспертиза после дтп.

Полученный вследствие аварии ущерб оценивается экспертизой. Процедура призвана помочь в составлении общей картины произошедшей аварии. Экспертиза определяет:

  • Состояние автомобиля вследствие ДТП.
  • Необходимую  для восстановления сумму компенсации.
  • Сбъективные и объективные причины произошедшей аварии.
  • Виновника ДТП, подтверждая либо опровергая версию сотрудников полиции.

В зависимости от целей и задач различают несколько видов экспертной оценки, каждый из которых будет подробно описан ниже.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Что такое независимая экспертиза после ДТП и для чего она проводится.

Нередко бывают случаи, когда страховые компании занижают стоимость полагающейся к выплате компенсации. Делается это при помощи сотрудничества с СТО, неправильно оценивающего требуемую сумму для ремонта. Поэтому каждому водителю стоит знать о своем праве на независимую экспертизу, которая даст реальную оценку ситуации.

  • «1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.
  • 2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.
  • 3. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России. (ст.12.1 Федерального закона «Об обязательном страховании…» от 25.04.2002 №40-ФЗ)».

Независимая экспертиза оплачивается заказчиком и требуется, если:

  • Водитель хочет проверить, насколько правильно страхования оценила нанесенный ущерб.
  • Возникли подозрения о наличии скрытых дефектов, которые не были учтены при оценке.
  • Водителю нужно узнать точную сумму, в которую обойдется ремонт.
  • Планируется обращение в суд.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Виды экспертиз после ДТП.

Типы экспертной оценки различаются по определенным признакам.

В зависимости от подведомственности экспертной организации,  для оценки может потребоваться:

  1. Проведение служебного расследования (досудебной экспертизы).
  2. Назначение судебной экспертизы.

Судебная экспертиза.

Это процессуальное действие, в рамках которого проводится исследование всех обстоятельств дела с целью выявления сведений,  которые могут послужить доказательством в процедуре установления истины по уголовному делу. Как правило, они требуются для проверки других обстоятельств рассматриваемого дела. Главный вопрос, на который должна дать ответ подобная экспертиза – авария произошла из-за действий водителя, пренебрегшего правилами безопасности, или имел место несчастный случай.

Досудебная экспертиза.

Данный вид экспертизы проводится по желанию физических или юридических лиц, которые не согласны с выводами страховой компании либо с позицией другого участника ДТП. Цель процедуры – получение независимой оценки состояния автомобиля и требуемой для ее восстановления суммы.

В зависимости от состава участников:

Исходя из этого критерия может проводится три вида экспертной оценки.

Единоличная .

Назначается, когда обстоятельства аварии не вызывают больших разногласий между ее участниками. В данном случае не требуется присутствие уполномоченных лиц. Проблема решается между двумя водителями, попавшими в ДТП и их страховыми компаниями.

Комиссионная.

Данная экспертиза назначается, когда количество участников ДТП больше двух и при этом между ними возникают разногласия, требующие привлечения третьих лиц. В данном случае назначается комиссия из нескольких экспертов с одной специальностью. Они самостоятельно исследуют одни и те же объекты, дают ответы на одни и те же вопросы. Итогом экспертизы является общая оценка, согласованная со всеми членами комиссии. Если к единому мнению не удалось прийти, любой член комиссии может письменно представить и обосновать свою точку зрения.

Комплексная.

Подобный вид экспертизы требуется в особо сложных случаях, когда необходимо мнение экспертов из разных областей. Кроме эксперта-автотехника в созданную комиссию может входить криминалист, медик и т.д. Все эксперты исследуют одни и те же объекты, решая возникающие пограничные вопросы, общие для специалистов из разных областей.

В зависимости от очередности:

В данном случае критерием выбора типа экспертизы является ее сложность и количество возникающих вопросов. Сюда относятся следующие виды оценки:

Первичная.

Это экспертиза, которая дает ответ на вопросы, поставленные следователем либо судьей. Данный вид оценки является начальной стадией проведения экспертизы.

Дополнительная.

Если заключение эксперта не дает полной ясности о произошедшей аварии или отчет является неполным, назначается данный вид экспертизы. Здесь уточняется процесс исследования обстоятельств ДТП, даются более полные объяснения поставленным заключениям. При необходимости предоставляются дополнительные аргументы в пользу тех или иных выводов. 

Повторная.

  • Назначается, если возникают сомнения в:
  • Компетентности эксперта.
  • Корректности проведенного анализа.
  • Объективности сделанных выводов.
  • Достоверности первичных данных.
  • Соблюдении требований УПК.
  • Возникновении новых материалов дела, способных повлиять на его ход.

Повторная экспертиза, как правило, является комиссионной и создается из новых членов. Участвовавшие в предыдущей оценке эксперты к повторному рассмотрению дела не допускаются.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Разновидности технических экспертиз после ДТП.

Для получения максимально полной картины происшествия, после аварии нужно провести комплекс независимых технических экспертиз. Каждая из них отвечает на конкретный перечень вопросов, давая в совокупности полное понимание обстоятельств наступившей аварии.

 

Автотехническая экспертиза.

Цель данного вида независимой экспертизы – выявление обстоятельств и причин произошедшей аварии. Она дает ответ на комплекс вопросов, которые условно можно разделить на две группы:

  1. Определяющие техническую характеристику и параметры дорожной обстановки в момент ДТП.  Данная экспертиза определяет такие физические показатели, как параметры сцепления покрытия дороги, коэффициент ускорения/торможения/сопротивления, время движения ТС, их траекторию и т.д.
  2. Анализ водительских действий в момент аварии. В данном случае экспертиза рассматривает насколько правильными и последовательными были действия участников ДТП относительно конкретной дорожной обстановки. 

Автотехническая экспертиза назначается по заявлению органов дознания, суда, следствия, либо самих водителей, участвовавших в аварии.  В заявлении на проведение экспертизы требуется указать основания, по которым проведение анализа необходимо, а также список вопросов, на которые заявитель хочет получить ответ. Подавая ходатайство на проведение автотехнической экспертизы, следует внимательно подойти к выбору экспертной организации. Главный критерий при принятии решения – опыт работы и уровень квалификации ответственного эксперта.

Законом не установлены конкретные сроки  для проведения данного вида анализа. Также нет фиксированной стоимости проведения оценки. Точный срок проведения зависит от:

  • Сложности ситуации.
  • Объема материалов дела.
  • Загруженности эксперта.
  • Типа ТС.

Если анализ проводится в досудебном порядке, на процедуру отводится от 10 до 60 календарных дней. Если экспертиза назначается судом, срок проведения указывается в судебном решении.

Результатом анализа является заключение эксперта, в котором подробно отражена вся выявленная информация об обстоятельствах дела.

Вернуться к содержанию ↑

 

Трасологическая экспертиза.

При трасологическом анализе подробно изучаются все следы, оставленные автомобилями на месте происшествия. Исходя из того, какие цели и задачи решает экспертиза, а также какие объекты исследуются, можно получить ответ на три группы вопросов:

  1. Определяющие групповую принадлежность транспорта:
    • Марка автомобиля.
    • Тип шин.
    • Соответствие следов указанной машине.
    • Вероятность столкновения ТС, исходя из анализа следов.
  2. Выявляющие целое по частям:
    • Соответствие найденных деталей конкретному автомобилю.
  3. Устанавливающие модель ТС, участвовавшего в произошедшем:
    • Количество машин, участвовавших в ДТП.
    • Какая именно машина оставила следы.

Трасология может проводиться на любом этапе дела об аварии, но чаще всего ходатайствуют о ее проведении органы дознания.

Срок проведения зависит от конкретных материалов дела и может занимать до месяца. Средняя стоимость процедуры – 15 тыс. руб., однако цена может варьироваться в зависимости от субъекта РФ и сложности дела. Результатом исследования является экспертное заключение, в котором даны ответы на все поставленные в начале вопросы.

Вернуться к содержанию ↑

 

Автотовароведческая экспертиза.

Данный вид анализа проводится при возникновении разногласий с заключением страховой и размером компенсации. Экспертиза отвечает на такие вопросы, как:

  1. Есть ли у ТС скрытые дефекты, неучтенные страховой компанией?
  2. Каков реальный размер полученного ущерба и другие вопросы, связанные с изучением состояния автомобиля.

Потребовать автотовароведческую экспертизу может:

  • Суд.
  • Страховая компания.
  • Органы дознания.
  • Водитель пострадавшего ТС.

Сроки проведения экспертизы и ее стоимость определяются договором, заключаемым с экспертной организацией. Как правило, на осуществление подробного анализа требуется от 10 до 15 календарных дней. Время проведения может быть ускорено за отдельную плату. Стоимость процедуры зависит от конкретных обстоятельств дела и региона проведения. Результатом анализа является экспертное заключение, в котором даются ответы на все поставленные вопросы.

Вернуться к содержанию ↑

 

Комплексная экспертиза.

Данная экспертиза назначается в ситуациях, требующих исследования в различных областях. Ее проводит комиссия, состоящая из экспертов различных направлений, которые составляют общий отчет об обстоятельствах ДТП. Вопросы, на которые дает ответ комплексная экспертиза:

  1. Соответствует ли представленный  для анализа автомобиль участвовавшему в аварии?
  2. Место расположения пострадавшего в момент аварии.
  3. Возможные повреждения при таком типе ДТП и т.д.

В данном случае составляется целостная картина произошедшего, отраженная в экспертном заключении с приложением фотоматериалов.

Вернуться к содержанию ↑

 

Судмедэкспертиза.

Данный вид анализа требуется, когда в аварии есть пострадавшие. Экспертиза отвечает на следующие вопросы:

  1. Действительно ли имеющаяся травма получена при ДТП или она появилась до него?
  2. Насколько тяжелыми являются полученные повреждения и совместимы ли они с жизнью?
  3. Как классифицируется деяние виновника аварии, ставшего причиной получения травмы?

Инициировать данный вид экспертизы может суд посредством вынесения соответствующего решения или определения.

Сроки проведения анализа варьируются в диапазоне 15-30 рабочих дней, однако конкретного срока проведения законом не предусмотрено. Стоимость экспертизы зависит от таких критериев, как:

  • Модель ТС.
  • Обстоятельства дела.
  • Срочность процедуры и т.д.

Результаты оформляются в виде экспертного заключения, в котором содержатся ответы на все поставленные вопросы.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Как выбрать экспертную организацию.

Правильный выбор организации для проведения экспертизы играет решающее значение в определении ее качества.

  • «4. Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника.
  • Требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, порядок ведения государственного реестра экспертов-техников устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  • 5. Эксперты-техники несут ответственность за недостоверность результатов проведенной ими независимой технической экспертизы транспортных средств. Убытки, причиненные экспертом-техником вследствие представления недостоверных результатов независимой технической экспертизы, подлежат возмещению экспертом-техником в полном объеме (ст. 12.1 №40-ФЗ)».

Таким образом, при выборе экспертной организации, следует обращать внимание на:

  • Время ее существования.
  • Количество экспертов-техников в штате и уровень их квалификации.
  • Процент успешно проведенных экспертиз.
  • Вид используемого программного обеспечения.

Окончательное решение принимается на основе комплекса перечисленных критериев.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Как опротестовать отчет эксперта.

Обжаловать экспертное заключение можно исключительно в судебном порядке. Оспаривание производится в соответствии со следующим алгоритмом действий:

  1. Ознакомление с постановлением о проведении экспертной оценки.
  2. Анализ представленного отчета.
  3. Инициирование вызова эксперта на судебное слушание.
  4. Подача ходатайства о проведении повторной экспертизы.

Таким образом, корректно проведенная независимая экспертиза является гарантией соблюдения прав водителя-участника ДТП. Поэтому крайне важно учитывать все нюансы ее проведения и тщательно следить за процедурой на всех этапах.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Советы юриста:

 

Страховая назначила экспертную организацию, могу ли я выбрать свою.

Нередко страховые компании умышленно занижают размер полученного ущерба для уменьшения размера компенсации. Поэтому каждому водителю стоит перестраховаться, проведя независимую экспертизу путем обращения в специализированную организацию. При выборе следует учитывать время существования на рынке, процент успешных анализов, уровень квалификации эксперта-техника.

Вернуться к содержанию ↑

 

Эксперт оценил ущерб недостаточно, что делать.

В данном случае следует ходатайствовать о проведении повторной экспертизы. Это возможно только в судебном порядке, поэтому необходимо направить соответствующее ходатайство в суд.

Вернуться к содержанию ↑

 

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ


Сохраните страницу в cоцcетях:

Комментарии

Здравствуйте! От чего зависит стоимость экспертизы после ДТП и кто ее оплачивает?

Добрый день. В законодательстве не закреплена конкретная стоимость процедуры, поэтому она оценивается на основании:

  • Вида экспертизы.
  • Сложности дела.
  • Количества ТС, участвовавших в ДТП.
  • Марки ТС.
  • Субъекта РФ, в котором произошла авария.

Оплачивает экспертизу лицо, которое ее заказало. Это может быть страховая компания или пострадавший водитель. Если процедура инициируется судом, расходы в последующем покрывает виновник ДТП.

Здравствуйте! Какова цель автотехнической экспертизы и кем она может быть инициирована?

Добрый день. Проведение данного вида экспертизы направлено на выявление всех обстоятельств, ставших причиной возникновения аварии.  Проводится анализ как действий участников ДТП, так и состояния дороги на момент происшествия. Инициировать подобную экспертизу может страховая компания, участник аварии либо суд.

Здравствуйте! После ДТП (машина не подлежит восстановлению) проведена независимая автотехническая экспертиза. Поданы документы в суд. Судья постановил о проведении повторной судебной экспертизы. Правомерно ли это?

Добрый день!
Наша компания ищет контрагента по проведению независимых экспертиз ТС после ДТП.

Добавить комментарий