Трасологическоя экспертиза: основания и причины назначения, виды. Результаты и их значение.

Комментарии: 5

Проведение трасологической экспертизы зачастую становится единственным возможным выходом в установлении обстоятельств произошедшего дорожно-транспортного происшествия, виновника и причин данной аварии. Рассмотрим виды данного исследования, причины его назначения, порядок и результаты его проведения для полного понимания данного вопроса и возможности защиты своих прав в случае назначения подобного исследования по ДТП с участием читателя.

 

 

 

○ Вопросы, в решении которых может помочь трасологическая экспертиза и причины назначения.

Понятие трасологической экспертизы в области автомобильного транспорта (или, как ее еще называют, транспортно-трасологическая идентификация) следует из нормативного правового акта, а не просто научной теории и практики.

  • «Приказ Минюста России от 27.12.2012 № 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России»:
  • Трасологическая экспертиза.
  •  Исследование следов человека и животных.
  • Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация).»

Таким образом, данный вид экспертизы изучает следы автотранспортного средства в целях установления конкретных обстоятельств и фактов, будь то:

  • Определение марки и модели транспортного средства, следы которого исследуются.
  • Составление схемы происшествия.
  • Установление виновника аварии.
  • Определение конкретных повреждений, полученных при определенных обстоятельствах.
  • Определение конкретной детали, механизма, агрегата, которым было нанесено повреждение.
  • Определение причины появления повреждений (другой автомобиль, иной предмет и др.).
  • Понимание направления, в котором двигалось транспортное средства, траектории его движения и угла столкновения с другой машиной и др.

Назначается же данное исследование в том случае, если выявить указанные обстоятельства иными, более доступными способами, не представляется возможным, либо если существует спор между участниками аварии, между участником ДТП и страховой компанией.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Виды.

Существуют различные виды трасологического исследования в зависимости от применяемых методик, механизмов и оборудования.

 

Гомеоскопическая экспертиза.

Исходя из понятия данного вида понятно, что он изучает следы, оставленные человекам. К ним могут относиться:

  • Следы зубов, ног и иных частей тела.
  • Отпечатки пальцев.
  • Результаты воздействия предметов одежды.
  • Отпечатки обуви и др.

Может потребоваться для установления действий конкретного лица в аварии или, например, действий угонщика или похитителя транспортного средства.

Вернуться к содержанию ↑

 

Транспортно-трасологическая экспертиза.

Данный вид исследований направлен на изучение предметов, при помощи которых были осуществлены какие-либо действия (вскрытие замков, угон транспорта и т.п.) или которыми нанесены определенные повреждения. В ходе подобной экспертизы специалисты могут установить, каким образом применялось орудие, каким способом, направления его движения. Кроме того, в ходе данного исследования изучаются и сами механические повреждения, являющиеся объектом исследования. Это может касаться как транспортного средства, так и механических повреждений одежды.

Вернуться к содержанию ↑

 

Транспортно-трасологическая экспертиза.

Проведение трасологической экспертизы транспорта позволяет выявить непосредственные обстоятельства аварии и восстановить ее схему. Именно в ходе данного исследования изучаются следы колес, повреждения транспортных средств, их характер. По результатам проведения анализа можно установить виновность или невиновность каждого из участников аварии, а также объем повреждений и причинно-следственную связь между дорожным происшествием и конкретными повреждениями.

Вернуться к содержанию ↑

 

Экспертиза следов животных.

В рамках данного исследования изучаются следы животных, в том чисел их лап, зубов и иных следов. По результатам экспертизы можно установить:

  • Вид животного, его биологический и физиологические характеристики.
  • Определить количество животных.
  • Установить направление их передвижения.
  • Могло ли какое-то конкретное животное оставить подобный след и нанести конкретный ущерб и т.п.

В сфере автотранспорта может требоваться в случаях нанесения вреда, компенсируемого КАСКО, животным, или случаи аварий с участием животных (когда есть основания предполагать, что животное выступило причиной ДТП).

Вернуться к содержанию ↑

 

○ На основе чего производится.

Трасологическая экспертиза при ДТП должна производиться квалифицированными экспертами, которые могут выполнить ее компетентно и выдать обоснованное заключение лишь на основе всех необходимых достоверных материалов. Таким образом, для проведения данного исследования экспертам необходимо предоставить:

  • Все материалы, которые были составлены сотрудниками ГИБДД при выезде на место дорожно-транспортного происшествия (протокол, схема, фото-таблицы и др.).
  • Материалы административного, уголовного или судебного дела в рамках гражданско-правового спора.
  • Доступ к транспортным средствам, участвовавшим в аварии.
  • Одежда и обувь лиц, являющихся участниками аварийной ситуации.
  • Техническая документация на автотранспорт, участвовавший в ДТП.

Кроме того, не всегда фотографий и схемы ДТП бывает достаточно для представления экспертом полной картины, потому зачастую осуществляется выезд на место происшествия и выполнение рядя действий непосредственно на месте аварии (изучения следов шин, например).

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Порядок трасологической экспертизы.

Проведение трасологической экспертизы проходит в несколько этапов, каждый из которых способствует правильному и компетентному установлению всех обстоятельств аварии. В их числе:

  • Подготовительный этап, в рамках которого должны быть собраны все необходимые документы, на основании которых проводится экспертиза.
  • Ознакомление эксперта с представленной документацией.
  • Проведение необходимых действий на непосредственном месте ДТП (фотосъемка, фиксация и измерение следов, изъятие каких-либо частиц и материалов, оставшихся на месте аварии).
  • Визуальный осмотр транспортных средств, участвовавших в происшествии.
  • Детальный осмотр деталей и агрегатов автомобиля (при этом автомобиль может подвергаться частичному разбору, если это необходимо для правильной оценки характера повреждений той или иной детали транспорта).
  • Воссоздание картины аварии (в настоящее время данный этап, как правило, выполняется путем компьютерного моделирования для наглядности).
  • Подготовка отчета по результатам проведенной трасологической экспертизы.

Инициатором проведения данной экспертизы может выступать любой участник аварии, страховая фирма, суд (при наличии судебного спора гражданско-правового характера между участниками ДТП или страховой компанией и ее клиентом), правоохранительные органы (если авария послужила основанием возбуждения уголовного дела).

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Сроки и стоимость.

Сроки проведения трасологической экспертизы могут различаться в каждом конкретном случае, но минимально эксперту понадобиться несколько дней для того, чтобы тщательно изучить все документы, выехать на место аварии и проанализировать имеющийся материал. В ряде случае все процедуры могут продолжаться не одну неделю, иногда только на составление итогового отчета требуются дни.

Стоимость ее также индивидуальная в каждом случае. Она зависит от:

  • Серьезности аварии.
  • Сроков для проведения экспертизы.
  • Конкретной фирмы или эксперта, ее выполняющего.
  • Применяемых методов анализа и т.д.

Самая дешевая экспертиза обойдется заказчику в несколько тысяч рублей (3-5), более серьезная, требующая серьезного анализа, может стоить более 10 тысяч рублей, достигать цифры в 20 тысяч.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Результаты и документы.

Итоговым документом исследования, в котором содержатся заключительные выводы об обстоятельствах аварии, виновных лицах, характере и виде повреждений, является заключение эксперта, которое принимается в качестве надлежащих доказательств страховыми компаниями, судами и правоохранительными органами.

Данные результаты направляются экспертной организацией тому, кто выступал заказчиком экспертизы. Дальнейшее ее использование зависит от цели проведения (в качестве доказательства в суде, в качестве основания получения страховой выплаты у страховщика, как обоснование невиновности при наличии уголовного дела или доследственной проверки).

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Как оспорить результаты.

Несогласие с результатами исследования и заключениями эксперта можно обжаловать. Однако, для того, чтобы обжалование не было бессмысленным действием, влекущим только материальные расходы, необходимо наличие веских оснований для данной процедуры. К веским доводам при обжаловании отчета можно отнести:

  • Превышение полномочий специалистом, проводящим исследование.
  • Отсутствие выводов по каким-либо вопросам, поставленных перед экспертом.
  • Неоднозначность выводов.
  • Очевидное несоответствие заключений фактическим обстоятельствам.
  • Недостижение конечной цели экспертизы (когда эксперт хотя и описывает всю необходимую информацию, но не компилирует ее в заключительный вывод, однозначно дающий ответ на поставленный вопрос).
  • В заключении содержится не полная информация о событии.
  • Указаны не все исследованные материалы и т.д.

При наличии веских доводов в обоснование недостоверности отчета эксперта, он может быть обжалован в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления. Однако в этом случае понадобится проведение другой независимой экспертизы, которая сможет провести другое исследование. Если его результаты будут иными, то есть большая вероятность отмены предыдущей экспертизы.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Советы юриста:

 

Выбираем эксперта.

Выбор экспертной организации оказывает серьезное влияние на качество экспертизы и достоверность полученных в ходе нее выводов. Прибегать стоит к помощи таких специализированных бюро, которые отвечают следующим критериям:

  • Длительность работы на данном рынке услуг.
  • Юридическое лицо является членом Центра судебной экспертизы.
  • Специалисты экспертного бюро имеют членство в ассоциации оценщиков.
  • Применение в работе компьютерных технологий и лицензионного программного обеспечения.
  • Срок, в течение которого организация готова выполнить работы и предоставить заключение.
  • Наличие прейскуранта на все виды услуг.
  • Наличие официального сайта и контактов для оперативной связи со специалистами.

Кроме того, желательно при наличии возможности ознакомиться с предыдущей работой конкретной организации. Спорные или скандальные заключения заставляют лишний раз задуматься о компетентности и непредвзятости таких экспертов.

Вернуться к содержанию ↑

 

Что делать, если не уверен в объективности эксперта?

Чтобы хоть немного ориентироваться в полноте и компетентности полученного заключения трасологической экспертизы, необходимо знать, что должен содержать данный документ. В него должны входить следующие разделы:

  • Вводный раздел с описанием оснований проведения экспертизы, предоставленных материалов, правовых актов, регламентирующих ее проведение, методик проведения исследований.
  • Описательная часть, где эксперт подробно описывает обстоятельства аварии, выявленные в ходе проведения исследования.
  • Заключительная часть, содержащая итоговые выводы эксперта, ответы на поставленные перед ним вопросы.

Если отчет специалиста является обрывистым, не содержит полной информации, лишен какого-либо из указанных разделов, то этот факт сам по себе является основанием для обжалования проведенной экспертизы и ее итогов.

Вернуться к содержанию ↑

 

Видео

Трасологическая экспертиза - важнейший фактор при установлении виновника ДТП. Для чего она нужна и что определяет расскажет эксперт "Союза потребителей" Петров А.В.

Вернуться к содержанию ↑

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ


Сохраните страницу в cоцcетях:

Комментарии

Здравствуйте. Очень нужна помощь в решении следующего вопроса. Не так давно мы с мужем попали в серьезную аварию, сами тоже пострадали, но живы и целы. А вот машина повреждена катастрофически. У нас имеет полис КАСКО, которым, естественно, мы и решили воспользоваться. Однако, страховая инициировала проведение трасологической экспертизы (в аварии не было других автомобилей, причина – дорожные условия), по результатам которой установлено, что авария произошла вследствие превышения скоростного режима на 60 км./час, что является основание для отказа в выплате страховки. Мы решили самостоятельно заказать экспертизу (ее стоимость в 20 тысяч явно меньше, чем подлежащая выплате страховка), которая установила нашу правоту. Как нам действовать дальше?

Виктория, здравствуйте. Первым делом необходимо повторно написать заявление в вашу страховую компанию и приложить к нему заключение экспертизы. Если и тогда страховщик откажется платить, то вы вправе обжаловать данные действия в суд. А вот чью экспертизу принять во внимание, будет решаться судом по внутреннему убеждению и соответствию норм законодательства. Часто в таких ситуациях судами назначаются дополнительные экспертизы в государственных учреждениях.

Когда попал в аварию, проводилась трасологическая экспертиза для установления виновника (на месте этого сделать не удалось). Все ожидал, когда будут исследовать мой автомобиль, но в итоге получил готовое заключение, по которому меня явно признают виновным. Это вообще законно?

Алексей, детальное исследование автомобиля требуется далеко не в каждом случае ДТП, иногда его картину можно восстановить и без дополнительного обследования транспортных средств по имеющимся в деле материалам. Однако, визуальный осмотра проводится практически всегда, возможно вы просто были не в курсе (например, если визуальный осмотр был проведен в период нахождения автомобиля на штрафной стоянке). Если же вы полагаете, что действиями эксперта было нарушено ваше право, то вы вправе обжаловать результаты экспертизы в судебном порядке.

Здравствуйте, произошло ДТП , я выезжал с прилегающей территории на главную дорогу убедившись , что по ней не движутся ТС , выехав на главную дорогу я увидел в зеркале заднего вида приближающийся автомобиль и в следующий момент получил удар в заднюю часть моего автомобиля. Приехавшие на ДТП сотрудники ГИБДД в протоколе указали , что я нарушил пункт пдд , соответственно по протоколу я виновник. Я сделал трасологическую экспертизу, в ней моей вины не признали(выезд с прилегающей территории)нарушение трех пунктов пдд у второй участницы дтп , первое это превышение скоростного режима в городе на 50 км\ч.... Так вот, скоро будет суд , могут ли признать обоюдную вину? Или суд будет аргументироваться данной экспертизой ?СПАСИБО

Добавить комментарий